Экспорт
Стратегическая цель — переход Удмуртской Республики к экспортоориентированной экономике
Целевые показатели
Увеличении доли экспорта в валовом региональном продукте.

Краткое описание текущей ситуации
В 2018—2019 гг. основу экспорта Удмуртии составляли неклассифицированные товары: оружие и боеприпасы, летательные аппараты, космические аппараты и их части. С 2016 года наблюдается тенденция к увеличению экспорта данной категории товаров, в то время как в целом по России за последний год отмечено снижение на 13%. Это связанно с отраслевой специализацией региона — 6 крупнейших заводов Удмуртии специализируются на производстве товаров военно-космического назначения.

В 2019 году экспорт продукции оборонно-промышленного комплекса в структуре экспорта Удмуртской Республики составил 60,53% — это самый большой показатель среди всех регионов России. Экспорт товаров военного назначения находится в ведении АО «Рособоронэкспорт» — единственной в России структуры, уполномоченной вести экспортно-импортные операции в отношении всего спектра продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения.

Еще одна категория товаров, которая составляет значительную часть экспорта Удмуртии — автотехника. Доля экспорта от 6,93 до 17,49%. Основная часть экспортируемой автотехники из республики — продукция ООО «ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод», являющегося производственной площадкой АО «Автоваз». Поэтому изменение объемов экспорта продукции ООО «ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод» не относится к вопросам регионального уровня.

В позитивную сторону изменился объем экспорта топлива. В 2016 году оно составляло основную часть в структуре экспорта региона — 47,45%, а в 2019 — 0,01%. Это способствовало качественному изменению структуры экспорта Удмуртской Республики с сырьевого приоритета на несырьевой.

В целях диверсификация экспорта, необходимо развитие экспорта промышленной продукции, сельского хозяйства, высокотехнологичной инновационной продукции.

Основные проблемы
1
Низкая международная активность и узнаваемость региона и отдельных предприятий.
2
Большая доля предприятий, подпадающих под международные санкции из-за производства товаров двойного назначения.
3
Незначительное число иностранных инвестиций в регион.
4
Удаленность от границ и отсутствие транспортно-логистического узла в регионе, несмотря на выгодное географическое положение региона.
5
Отсутствие международного аэропорта, больше половины части экспорта и импорта Удмуртии приходится на авиа доставку.
6
Нехватка компетентных специалистов по внешнеэкономической деятельности из-за отсутствия в ВУЗах региона соответствующих специальностей.
7
Отсутствие экспортных стратегий на предприятиях региона.

Основные точки роста
1
Повышение экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства посредством формирования комплексной системы поддержки экспорта.
2
Реализация политики импортозамещения и развитие экспорта продукции сельского хозяйства.
3
Внедрение экспортного стандарта 2.0 в Удмуртии: развитие, повышение квалификации сотрудников инфраструктуры поддержки экспорта.
4
Развитие международных форматов продвижения региона.
5
Формирование отраслевых стратегий развития экспорта услуг, АПК, промышленности.
6
Выявление, аудит и индивидуальное сопровождение приоритетных экспортных проектов (не менее 20 проектов ежегодно).
7
Развитие экспортной среды (развитие логистических условий, торговых домов, ассоциации экспортеров).